Очередное заседание Северо-Кавказского военного суда по «делу Ульмана» и его сослуживцев, обвиняемых в убийстве шестерых мирных жителей Чечни, началось со скандала. На второй день прений не явились трое подсудимых – капитан Эдуард Ульман, лейтенант Александр Калаганский и прапорщик Владимир Воеводин. Свое место в зале суда занял лишь майор Алексей Перелевский.
На заседании в четверг, которому предшествовал многочисленный пикет казаков в поддержку военнослужащих, планировалось провести очередной этап прений, где доказательства должна была предоставить сторона защиты. Вместо этого адвокатам пришлось давать объяснения по поводу таинственного исчезновения подзащитных.
Роман Кржечковский, защищающий интересы капитана Ульмана, сообщил суду, что не в курсе того, где может находиться его подзащитный, и что мобильные телефоны всех не явившихся в суд военнослужащих выключены. «По моей информации, Ульман должен находиться в Москве, Воеводин – в Новосибирске, а Калаганский – в Улан-Удэ. Где они находятся сейчас, мне неизвестно», – заявил Кржечковский. Более внятной информации по поводу местонахождения своих бывших подчиненных не смог дать и подсудимый майор Алексей Перелевский.
В связи с отсутствием основных фигурантов дела суд объявил перерыв до 10.00 часов пятницы. Однако, учитывая синхронность действий спецназовцев ГРУ и серьезные сроки, которые запросил для них прокурор, надежды на то, что они явятся в здание суда в добровольном порядке, остается немного. На предыдущем заседании, проходившем 4 апреля, гособвинитель полковник Николай Титов из Главной военной прокуратуры, учитывая особую тяжесть совершенного преступления, потребовал признать виновными всех фигурантов и приговорить Эдуарда Ульмана и Алексея Перелевского к 23 годам лишения свободы, Владимира Воеводина – к 19 годам лишения свободы, а Александра Калаганского – к 18 годам.
Прокурор настаивал на том, что каждый обвиняемый должен отбывать наказание в колонии строгого режима с лишением воинских званий и государственных наград и правом занимать должности на госслужбе в течение трех лет. Кроме того, гособвинение потребовало возместить потерпевшим моральный ущерб в размере одного миллиона рублей. При этом ответчиками по делу наряду с Минобороны РФ признана и воинская часть, где служат подсудимые.
Напомним, что «дело Ульмана» Северо-Кавказский окружной военный суд рассматривает уже в третий раз. Ранее оно слушалось с участием присяжных заседателей, которые два раза выносили оправдательный вердикт (в апреле 2004 года и мае 2005 года). Основываясь на вердикте присяжных, отобранных из различных регионов ЮФО, суд СКВО дважды выносил оправдательный приговор, который затем отменялся Военной коллегией Верховного суда РФ и возвращался на очередное рассмотрение новым составом суда. Позже Конституционный суд определил, что «дело Ульмана», как и другие тяжкие дела по военным преступлениям, совершенным на территории Чечни, могут слушаться только профессиональными судьями.
Ростов-на-Дону